Испытано на себе: почему метан называют топливом будущего?

Автомобилисты знают — если машину перевести на компримированный природный газ (КПГ), это принесет значительную выгоду. Однако этого аргумента все равно оказывается недостаточно. Мы решили узнать из первых уст, как переоборудовать личный автомобиль для заправки компримированным газом, как быстро это окупится и какие подводные камни существуют.

Ключевые факторы

Природный газ — это фактически готовое моторное топливо, поэтому он гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. Природный газ у всех на слуху, и его преимущества очевидны, но далеко не все торопятся переходить на него.
Основную долю природного газа составляет метан — более 90%. Он без цвета и запаха, легче воздуха. Метан можно использовать в сжатом (компримированном) и в сжиженном виде. Метановый газ является наиболее безопасным при использовании. Нижние пределы воспламенения метана + 650 °С, в то время как температура воспламенения бензина + 250 °С, а дизельного топлива — около + 200 °С. 
Природный газ является экологичным видом топлива. Что это всё-таки значит? Автомобили, работающие на компримированном природном газе, выделяют в 2–3 раза меньше вредных токсичных веществ, меньше задымляют окружающий воздух. Кроме того, при сгорании не образуется сажа, в отличие от автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Во многих регионах страны постепенно на этот вид топлива переводят пассажирский, легковой транспорт и коммунальную технику.
На территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года действует 419 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 304 из которых принадлежит Группе «Газпром» и ООО «Газпром газомоторное топливо».
Наше предприятие продолжает реализацию Программы по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива. На настоящий момент в нашем автопарке 737 единиц техники на газомоторном топливе, 94 из них приобретены в прошлом году. Целевой показатель потребления компримированного природного газа на собственном транспорте по Обществу на 2019 год составляет более 4,6 миллионов кубических метров.

Заправка авто компримированным природным газом — дело нехитрое

Заправка авто компримированным природным газом — дело нехитрое


Личным примером

Вопреки расхожему мнению, на метане успешно эксплуатируется не только спецтехника и корпоративный транспорт. Опытом перевода личной машины на КПГ поделился Сергей Устюжанин, машинист технологических компрессоров 5 разряда Сосногорского ЛПУМГ.
Свой Mitsubishi Lancer X он перевёл на экологическое топливо в 2015 году. Тогда, три года назад, установка газонаполнительного оборудования производилась на специальном пункте ухтинской АГНКС. Оборудование Сергей заказал через интернет. Выбор пал на фирму LOVATО — на рынке это один из лидеров по качеству. Кроме того, оборудование достаточно просто в установке. Итак, Сергей выбрал баллон костромского производства на 50 литров (то есть 12 кубических метров, что при заправке составляет 204 рубля за полный бак). На тот момент все оборудование обошлось Сергею в 27 тысяч рублей.
— Конечно, меня очень долго терзали сомнения, на какой газ все-таки перейти — пропан или метан. Почитав много статей, форумов, а также послушав мнения коллег, которые в том числе ездили на пропане, выбор всё-таки пал на метановое оборудование, — рассказывает Сергей.

Полный бак метана обойдется в 204 рубля — выгода очевидна

Полный бак метана обойдется в 204 рубля — выгода очевидна


Только плюсы

Так почему метан? Во-первых, метан не зря называют самым перспективным топливом. И, пожалуй, в первую очередь из-за его привлекательной цены. Заправка машины обходится в 2–3 раза дешевле, чем бензином или дизелем. Низкая стоимость метана отчасти обусловлена тем, что это единственное в России топливо, стоимость которого законодательно регулируется. Она не может превышать 50% от цены бензина А-92. На сегодняшний день средняя стоимость 1 кубического метра метана по Республике Коми — 17 рублей.
Во-вторых, метан — это очищенный от примесей газ в отличие от пропан-бутана, который со временем образует парафин. Чистый газ при сгорании в двигателе не образует нагара на цилиндропоршневой группе, плюс к этому высокое октановое число (~110) и отсутствие детонации. Природный газ не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя.
Таким образом, использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в 1,5–2 раза. В-третьих, это действительно экологично и безопасно. Преимущества природного газа очевидны — чем не топливо будущего? Кроме того, запасов газа в России хватит на десятки лет.
Вопреки расхожему мнению, на метане успешно работает не только спецтехника

Вопреки расхожему мнению, на метане успешно работает не только спецтехника


От первого лица

— На сегодняшний день я третий год использую автомобиль на газу и особых проблем у меня не возникало. Бывает, выезжаю на дальние расстояния, и газа мне хватает приблизительно на 200 км. По трассе есть места для дозаправки, к тому же всегда можно переключиться на бензин и продолжить путь. После установки было немного непривычно, и показалось, что машина потеряла в динамике, но в процессе эксплуатации удалось решить эту проблему путем прошивки контроллера, ­— поделился Сергей.
Итак, срок окупаемости оборудования у нашего коллеги составил 10 месяцев. С учетом нынешних цен на светлые нефтепродукты, можно предположить, что газ — это действительно альтернативное топливо, на котором можно экономить. Газозаправочная инфраструктура в России активно развивается и, учитывая появление заводских автомобилей на природном газе, переход на метан станет массовым. А начать экономить, используя современное топливо, можно уже сегодня.